История храма

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве насчитывает около 325 лет истории. Церковь была основана в 1694-1696 г.г. на окраине столицы, в Сущевской слободе, а от Кремля ее отделяли пять верст. Строительство шло два года в основном на средства мецената, московского купца Ивана Федорова Викторова и завершилось в 1696 году.

Храмовая икона, «Тихвинская икона Божьей Матери», была написана придворным живописцем в период возведения храма в 1695 году, о чем свидетельствует надпись, гласящая: «7203 года 11 марта сей образ писал Великих государей уставщик Феодот Феофанович сын Ухтомский в новопостроенную церковь во имя Пресвятыя Богородицы, что по конец Сущевской слободы, по обещанию Сретенского Собора». Росписи в храме принадлежат также придворным живописцами, судя по следующему упоминанию: «Древние образа храма, похожие на те, которые в иконостасе Успенского собора по личным крестам, по колориту и фигурам: Симеона Богоприимца, Иоанна Крестителя, Св. Ап. Андрея Первозванного, Свящ. Муч. Власия».

XVII век

В XVII – XVIII веках Сущевская улица была главной дорогой в Сущевской слободе, а церковь – центральным храмом. Наш храм запечатлен и на исторической гравюре голландского путешественника Корнелиса де Брюйна, который рисовал Москву с Воробьевых гор в 1702 году. На рисунке изображены храм и колокольня. Чуть позже, в 1710 г., с северной стороны храма был сооружен придел Святого Апостола Андрея Первозванного.

Н. В. Шепелева
XVIII

век В XVIII столетии обширные земли, в которых находилась Сущевская слобода, стали принадлежать действительной тайной советнице Надежде Васильевне Шепелевой. В ее имение входила и церковь Тихвинской иконы Божьей матери, и расположенный рядом с ней парк с Васильевским прудом, названном в честь юродивого Святого Василия Блаженного, который любил уединяться и этом парке. Н. В. Шепелева сделала существенный вклад в развитие своей приходской церкви, будучи состоятельной вдовой. До двадцатых годов XIX века эта местность именовалась Новым Сущевым, а окружали ее загородные дома именитых дворянских фамилий: князей Вадковских, Скавронских, Ляпунова и Толстого.


XIX век

В период Отечественной войны 1812 года пожаром была уничтожена большая часть деревянных построек города, а многие храмы разорены и ограблены. Эта участь коснулась и нашего храма, о котором можно прочесть, что «означенная наша церковь с приделом Апостола Андрея Первозванного врагами веры и человечества ограблена и лишена своего благолепия. Святые престолы разорены». Однако уже в начале декабря 1812 года придел во имя Святого Апостола Андрея Первозванного был освящен заново.

В двадцатых годах XIX столетия местность вокруг церкви Тихвинской иконы Божией Матери существенно изменяется. Этот район начинают заселять ремесленники и огородники, которые селятся в небогатых домиках. «К северо-востоку, вблизи прихода Тихвинской церкви начиналась и темною широкою лентою терялась вдали сосновая Марьина роща, тогда еще никем не заселенная – любимое место гулянья небогатых москвичей».

В 1825 году стараниями Н. В.Шепелевой была построена новая колокольня и возведен резной позолоченный иконостас, обновлена церковная утварь. К 1850 г. с южной стороны храма симметрично северному приделу пристраивают второй придел во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».


XIX век
Таким образом, к середине XIX века храм приобретает современный вид и три придела: центральный — во имя Тихвинской иконы Божией Матери, северный – во имя Святого Апостола Андрея Первозванного и южный — во имя иконы «Всех скорбящих Радость».

После кончины Н. В. Шепелевой (1761-1854), так много сделавшей для храма, ее земли становятся владениями князей Голицыных, а к началу XX века, согласно завещанию Голицыной А. В., переходят монастырю «Всех скорбящих Радость», основанному ей в 1890 году. (До наших дней монастырь не сохранился, но перед МГТУ Станкин, на улице Новослободская, можно видеть храм Всемилостивого Спаса, единственный сохранившийся из ансамбля всего Скорбященского монастыря).

XX век

В связи с резким увеличением населения в этих местах в начале XX века Московская Духовная Консистория положительно отвечает на прошения прихожан и духовенства храма о его расширении. В 1902 году церковь была капитально перестроена по проекту С. Яковлева, а повторное освещение было совершено в октябре-ноябре 1902 года благочинным протоиереем Н.Ф.Вознесенским.

Уже через три года, летом 1905 года, на средства прихожан Н.Н.Королькова и М.И.Никифорова устраиваются еще два придела. Первый – во имя Святителя Феодосия Черниговского, а второй – во имя Преподобного Серафима Саровского. Для этих приделов художник Кулаков написал две ростовые иконы святых, а мастер Стажарова выполнила серебряные ризы для этих икон.

С 1905 года храм имеет пять престолов: центральный— во имя Тихвинской иконы Божией Матери, северный — во имя Святого Апостола Андрея Первозванного, южный – во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а также во имя Святителя Феодосия Черниговского и во имя Преподобного Серафима Саровского.

XX век
Некоторые архивные документы сохранили описание роскоши главной святыни храма, Тихвинской иконы Божьей матери, до разорения. «Храмовая икона Тихвинской Божией Матери Греческого письма, на ней: 1. Риза с венцом серебряная вызолоченная, весом двадцать пять фунтов и шесть золотников. На сей ризе агнец украшен множеством простых и мелких камней и несколькими таковыми же крупными. 2. Убрус на картине из жемчуга, в нем жемчуга крупного восемьсот зерен, весом тридцать четыре золотника, — среднего триста восемьдесят семь зерен, весом девять золотников, — мелких три с половиною золотника. Между сим жемчугом вделано а) на верхней части убруса три перстня золотые: первый перстень из них с бирюзовым в середине камнем, обложенным вокруг бриллиантами, коих числом двадцать один; второй украшен тридцатью семью бриллиантами, в середине коих изумрудный камень; третий — украшен, с осыпью розами шестнадцатью бриллиантами, в середине коих камень венюса; б) по сторонам шесть серебряных средней величины запонок: три из них украшены алмазами, коих числом двадцать пять, три — яхонтами, в двух из последних по одному изумруду; в) в нижней части небольшие запонки, в каждой из них по семь алмазов».

В революционный период времени храм претерпел многие беды и лишения, а в 1920-х годах были изъяты многие ценности. Так согласно акту от апреля 1922 года из церкви Тихвинской иконы Божией Матери было изъято 11 пудов 26 фунтов 54 золотника серебряных изделий. Прихожане церкви просили вернуть два старинных Евангелия XVIII столетия и одну ризу с Тихвинской иконы Божией Матери как чтимую всеми прихожанами. Однако их просьбы не были услышаны. Кто знает, но, может быть, это и спасло икону Тихвинской Божией Матери, которая, спустя несколько десятилетий, возвратилась в свой храм в Сущеве.
В тридцатые годы XX столетия по стране прокатилась очередная волна закрытий храмов. В январе 1935 г. вышло постановление Мособлисполкома и о закрытии церкви Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве. Здание было передано Станкоинструментальному институту под мастерские. Храм переделывался для нужд производства, уничтожалась роспись стен, в алтарь были установлены станки, а снаружи пристроены хозяйственный постройки.

Однако с наступлением так называемого периода «Перестройки» многие исторические здания становятся объектами культурного наследия и причисляются к памятникам архитектуры, получая защиту государства. Хотя бы от сноса. Под номером №557 числится и наш храм, однако, до его восстановления оставалось около10 лет. Девяностые годы XX столетия были трудными для страны, однако, благодатными для ее духовного возрождения. Сохранившиеся храмы в это время передаются Московской патриархии.

Возрождение храма.

Указом Святейшего Патриарха (5 июля 1991 г.) протоиерей Еремин Владимир Васильевич, ранее служивший в храме преподобного Пимена, назначается настоятелем храма Тихвинской иконы Божией Матери.
XXI век
Первое всенощное бдение и молебен были совершены в престольный праздник Тихвинской иконы Божией Матери 9 июля 1992 г. Именно с этого года начинается новая жизнь нашего храма: проводятся всенощные и молебны в канун больших праздников, а также силами прихожан – работы по расчистке территории.

После вывоза заводского оборудования из алтаря, в декабре 1992 года, был вновь освещен малым чином южный предел во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» благочинным протоиереем Владимиром Диваковым. А первая Божественная Литургия после 60-летнего перерыва состоялась уже 4 декабря в день праздника «Введения во храм Пресвятой Девы Марии».

8 июля 1993 г., в престольный праздник Тихвинской иконы Божией Матери возвращается главная храмовая икона – образ Тихвинской Божией Матери, которая с 1935 года находилась в храме преподобного Пимена, расположенного неподалеку. Из этого храма переносятся еще некоторые древние иконы: образ святителя Николая, преподобного Серафима Саровского, святого благоверного кн. Александра Невского и святого великомученика Георгия Победоносца.
Святые покровители
В самом конце 1990-х годов по просьбе прихожан храма из Оптиной Пустыни привозятся частички мощей двенадцати Оптинских Старцев, которые сейчас представлены в ковчеге перед солеей в центральном пределе. В 2000 году настоятель храма, отец Владимир Ерёмин привозит частицу мощей святителя Феодосия (архиепископа Черниговского) из Черниговского Свято-Троицкого кафедрального собора.

2 марта 2002 г. настоятель храма «Большое Вознесение» у Никитских ворот, протоиерей Владимир Диваков малым чином освещает центральный предел алтаря и престол. В это время многое меняется: практически восстановлены внешний вид храма и его внутренне убранство, звонят колокола, проводятся службы, на клиросе поют певчие.

14 августа 2017 года иерей Максим Никитский, бывший клирик храма прп. Сергия Радонежского в Солнцево, назначается настоятелем нашего храма. Открываются классы воскресной школы, ведется активная молодежная и социальная работа, регулярно проводится целый ряд интереснейших встреч и мероприятий.

В декабре 2017 года между Тихвинским храмом и Российским университетом транспорта (МИИТ) был заключен Договор о сотрудничестве, а находящийся на его территории (внутри главного административного здания) домовый храм в честь святителя Николая Чудотворца получил статус приписного к Тихвинскому храму. В Никольском храме ныне регулярно совершаются богослужения, сопровождаясь песнопениями клироса, который состоит из студенческой молодежи вуза.

В нашем храме удивителен и отраден взору состав прихожан – от самых маленьких, только-только крещеных в Тихвинском храме, до почтенных и умудренных «благими летами» пожилых людей. Во многом это является отражением благодатной преемственности поколений и единодушия совершения совместной молитвы и общеприходских дел, ярким образом которых является прежде всего совместное служение двух настоятелей: 89-летнего Почетного настоятеля нашего храма отца Владимира Еремина и отца Максима Никитского.
Made on
Tilda